Skip to content

Загадка порохового погреба 2

Итак, в предыдущей статье мы рассказывали о двух фортификационных элементах Ахтынской крепости, именуемых «пороховыми погребами».
Тот, что на плане ХIХ века, расположен в пятом бастионе, на плане века ХХ по понятным причинам отсутствует – во время штурма 1848 года в него попала граната (так в позапрошлом веке называли пустотелый артиллерийский боеприпас, начиненный порохом).

А вот объект, указанный в отчете 1976 года, на планах ХIХ века не фигурирует. При этом называется редким памятником инженерного искусства, сооруженным в первой половине XIX века.

Может, ошиблись исследователи 1976 года? Но не будем спешить с выводами, а обратимся к иным источникам. Давайте еще раз внимательно рассмотрим картину П.И. Бабаева «Штурм укрепления Ахты».

Штурм укрепления Ахты в 1848 г. Бабаев П. И.. Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой г. Махачкала, Дагестан.

Обратите внимание на дальний план.

А теперь обратим взор со стороны крепости в сторону села Ахты.

Знакомые очертания гор?

А теперь предлагаю переместить взгляд в эту часть картины.

Не кажутся ли тем из Вас, кому довелось побывать в Ахтынской крепости, очертания этого сооружения знакомыми?

Да, это тыльная стороны сооружения, ныне именуемого пороховым погребом.

А можем доверять такому источнику, как художественное произведение? Полагаю, что в данном случае можем. Автор картины Полидор Иванович Бабаев, не просто живописец, а художник — баталист, в начале 1840 — х годов армейский поручик. По одной из версий, лично участвовал в обороне Ахтынской крепости, но достоверных сведений об этом нет. Зато есть нечто не менее важное. Будучи человеком военным, Полидор Иванович составил подробное описание эскиза своей картины. Его обнаружили в фонде «Всероссийского общества поощрения художеств» Центрального государственного исторического архива Санкт — Петербурга и опубликовали оцифрованную копию.

Источник: https://spbarchives.ru/-/opisanie-eskiza-kartiny-p-i-babaeva-sturm-ahty-

Итак, обратимся к описанию Полидора Бабаева: «…вълъво виденъ 3ий бастiонъ, прямо 4ый, въ срединъ разрушенный взрывом порохового погреба 5го, въправо 1го, изъ которого исходящiй уголъ бастiона былъ вырванъ миною во время самого Штурма Кръпости; 2ой бастiонъ находится ближе къ Аулу…»

И далее: « Такъ какъ самое горячее дъло было между 5м и 1м бастiонами; то я поетому и взялъ разрушенный 5й бастiонъ для 1го плана; въправо, проспектива куртины съ воротами; и въ заключенiи 1й бастiонъ; на которомъ по странному случаю, уцелела отъ взрыва будка, во рву тоже оставалась будка, во все время осады…»

Но на репродукции картины мы видим только один бастион. Какой из вышеперечисленных?
Подсказкой нам послужить вводная фраза описания Полидора Бабаева: «Описание Ескиза, изображающаго Кръпость Ахты въ томъ видъ, какъ она была послъ осады и Картины, представляющей Штурм Кръпости, бывшiй 20 сентября 1848 года».
Под эскизом автор, скорее всего, имел собственноручно составленный план – о нем в следующий раз, но что тогда изображено на картине? Подсказкой нам станет дата – 20 сентября. Обратимся к воспоминаниям героя обороны крепости Семена Корниловича Новосёлова.

С.К. Новоселов. Портрет кисти неизвестного художника.

Описывая события 20 сентября, Сёмен Корилович сообщает следующее: «В два часа пополудни раздался страшный взрыв. Часть 4-ой батареи взлетела на воздух от заложенной неприятелем мины. Вслед за взрывом горцы бросились на штурм». (источник: https://drevlit.ru/docs/kavkaz/XIX/1840-1860/Novoselov_A/text1.php?ysclid=lvs70po3r133812219).
Ранее в этих же мемуарах номера батарей соответствовали номерам бастионов, в которых они располагались. Поэтому позволим себе предположить, что речь выше идет именно о четвертом бастионе. Направление атаки в таком случае представляется нам следующим:

Ныне Четвертый бастион не сохранился. Начинался он там, где на этой фотографии перестроенный корпус одноэтажных казарм соединяется со стеной. Как раз за двумя археологами.

А его оконечность находилась в том месте, где сейчас виднеются ЗИЛ и Камаз. В правой части кадра.

В любом случае ныне сохранившийся пороховой погреб находиться приблизительно  там, где на картине изображено напоминающее его сооружение (при условии, что наше предположение об изображении именно атаки на Четвертый бастион верно). Но пока только лишь «напоминающее». Исследователям по-прежнему есть над чем работать.

Статья подготовлена с использованием фотографий и материалов, предоставленных главным архитектором Научно-исследовательского предприятия «Этнос», доцентом ННГАСУ Ириной Святославовной Агафоновой